«Царская невеста» на сцене Большого
Премьера "Царской невесты" состоялась в 1899 году в Москве в частной опере Саввы Мамонтова. Публика "непередовую" оперу приняла
на ура. И до сих пор "Царская невеста" принадлежит к числу самых любимых и часто исполняемых опер русского репертуара. А ее великолепные
"законченные музыкальные номера" неизменно исполняются в концертах.
В Большом театре она была впервые поставлена в 1916 году. В первом же спектакле на сцену вышли великая Марфа - Антонина Нежданова
и великая Любаша - Надежда Обухова, тогда еще только начинающая солистка Большого. И в дальнейшем в этой опере блистали самые прославленные артисты.
В 1955 году, на второй год своей службы в Большом театре постановку "Царской невесты" осуществил двадцатисемилетний Евгений
Светланов. За десять лет до того положили на полку вторую серию фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный": Сталина не устроил зловещий образ
кровавого царя-диктатора. Но в 55-м Сталина уже не было и отчетливо ощущалось дыхание наступающей "оттепели". И что-то сродни тому, что воплотил на
экране Эйзенштейн, благодаря дирижерской палочке Светланова зазвучало тогда в музыке Римского-Корсакова: история "ожила" и в самой болевой точке
пересеклась с современностью. Тот спектакль в свою очередь вышел вон из ряда: по сложившейся изначально традиции Большой подчеркивал в этой опере
историзм с помощью других выразительных средств. Реализм и историческое правдоподобие быта - таков был его неписаный лозунг.
Ныне идущий в Большом спектакль был поставлен в 1966 году. Это уже третья постановка, в которой "заняты" поражающие своим
великолепием исторически достоверные декорации Федора Федоровского. Классический пример так называемого спектакля "большого стиля", он относится к
тщательно сберегаемым театром раритетам.
Текст Натальи Шадриной