«Царская невеста» в Чувашском государственном театре оперы и балета
Сюжет меевской пьесы в стихах “Царская невеста” заимствован у Н.М.Карамзина, собравшего летописные рассказы о трагической судьбе
третьей жены Ивана Грозного Марфы Собакиной. Фрагмент “Истории Государства Российского” стал тем зерном, из которого произрос сюжет пьесы Мея. Она
поведала о горькой доле девушки, лишенной волею трагических обстоятельств права на брак с любимым.
По замыслу драматурга, будущая “царская невеста” Марфа Собакина с детских лет оказывалась помолвленной с бояриным Иваном Лыковым.
Взаимная любовь сулила молодым людям долгое счастье. Но счастью этому не суждено было сбыться. Невиданная красота Марфы вызвала к себе еще одну
любовь - любовь опричника Григория Грязного. Опричниками пользовался Иван Грозный в борьбе против бояр и “княжат”. Они похищали из семей торговых и
служилых людей молодых женщин и девушек для потехи приближенных царя и самого Грозного.
Именно таким путем попадает к Грязному Любаша, страстно полюбившая его. Однако, не привыкший ограничивать себя ни в чем, Грязной
сватается к Марфе. Получая отказ, он возлагает надежды на приворотное зелье. Его изготовителем выступает царский лекарь Бомелий - лицо историческое.
Немец, получивший образование в Кембридже был знающим для своего времени медиком. Но знания свои употреблял для того, чтобы губить врагов царя.
Участие Бомелия в событиях, описанных в “Царской невесте” - вымысел автора пьесы. Но созданный Меем и Римским-Корсаковым образ бессердечного
отравителя не вступает в противоречие с историей.
“Приворотное зелье”, благодаря усилиям оскорбленной в своих чувствах Любаши, оказывается ядом, от которого гибнет Марфа. А за
“порчу” невесты царя - по доносу Грязного - казнят ее любимого жениха Ивана Лыкова. Очевидными виновниками гибели кроткой Марфы становятся в драме и
опере Грязной, Любаша и Бомелий. Но истинной причиной трагической гибели молодых выступает покорность. Покорность царской воле, как черта
патриархального мира. Против нее и поднимают свой голос автор пьесы и создатель оперы.
“Царская невеста” выделяется среди опер Римского-Корсакова особой певучестью вокальных партий, редким богатством и
выразительностью мелодий.Чудесное свойство обнаруживает музыка этой оперы. Раскрывая внутренний мир своих героев, композитор пробуждает в душе
слушателя отзывчивость к судьбе каждого из них.
Первая постановка “Царской невесты” состоялась 22 октября 1899 года в театре С.Мамонтова и имела грандиозный успех. 1976 год стал
премьерным для оперы в Чувашском театре оперы и балета.
Действие первое “ПИРУШКА”
Невесело на душе у царского опричника Григория Грязного. Крепко полюбил он дочь купца Собакина красавицу Марфу, заслал сватов, но
получил отказ: “Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова.” Все опостылело Грязному. Вот и затеял он пирушку, чтобы отвлечься от неотступных
мыслей о Марфе. Приходят гости. Среди них - Малюта Скуратов, жених Марфы - Иван Лыков и царский лекарь Бомелий. Веселятся гости, пьют мед,
балагурят. По просьбе гостей поет и возлюбленная Грязного - Любаша.
Близится заутреня, пора и расходиться. Грязной останавливает Бомелия и просит дать ему такое зелье, которое помогло бы
приворожить девичье сердце. Этот разговор слышит Любаша. Потрясенная изменой любимого, она умоляет Грязного не оставлять ее - ведь он у нее один на
целом свете. Грязной молча уходит. Оскорбленная Любаша клянется отомстить разлучнице.
Действие второе “ПРИВОРОТНОЕ ЗЕЛЬЕ”
Улица в Александровской слободе возле дома Собакиных. В монастыре отслужили вечерню, и народ расходится по домам. У всех только и
разговоров, что про царские смотрины невест. Много красивых девушек для этого свезено в слободу. Из церкви выходят Марфа и Дуняша. Марфа
рассказывает подруге о своем женихе Иване Лыкове, которого знает и любит с детства. Вдруг она чувствует на себе чей-то тяжелый взгляд. Долго и
пристально смотрит на Марфу случайный прохожий, в котором трудно узнать царя. Марфе становится не по себе.
К девушкам подходят Собакин и Лыков. Все вместе они уходят в дом. Появляется Любаша. Узнав, где живет Марфа, она пришла взглянуть
на нее. Красота Марфы поражает Любашу. Снедаемая ревностью, она вызывает Бомелия и просит у него такое зелье, “чтобы извело всю красоту девичью”. В
награду Любаша обещает свои драгоценности. Но лекарю этого мало: он хочет получить в обмен на зелье любовь Любаши. Любаша с отвращением отталкивает
Бомелия, который грозит обо всем рассказать Грязному. В волнении Любаша не знает на что решиться. Из окон дома Собакиных доносится веселый, звонкий
смех Марфы. Он пронзает сердце Любаши. “Ступай готовить зелье. Я покупаю!” - восклицает она.
Действие третье “ДРУЖКО”
Тревожно в доме Собакиных. Собакин, Лыков и Грязной с нетерпением ждут возвращения Марфы, Дуняши и ее матери - Домны Сабуровой с
царских смотрин. По приходу последняя отчитывается: “Царь долго говорил с Дуняшей, а на Марфу только раз взглянул”. Лыков не смеет верить счастью.
Грязной хочет сегодня же поздравить жениха и невесту - ведь на свадьбе он будет дружкой жениха. Незаметно он всыпает зелье в чарку Марфы. Девушки
величают Марфу и Лыкова. Внезапно в горницу входит Малюта и объявляет о царской милости: царь выбрал в жены Марфу!
Действие четвертое ”НЕВЕСТА”
Чахнет в царском тереме Марфа. Страшный недуг губит ее. Приходит Грязной с царским словом: Лыков под пыткой сознается в том, что
он отравил царскую невесту, и он, Грязной, по царскому приказу казнит злодея...Марфа в ужасе лишается чувств, рассудок у нее мутится. Все
случившееся представляется ей тяжелым сном. В бреду она принимает Грязного за Лыкова. Не в силах скрывать свое преступление Грязной признается, что
оклеветал Лыкова и погубил зельем невесту государя. Он готов принять жестокую кару, но прежде хочет рассчитаться с Бомелием. Из толпы сенных девушек
выбегает Любаша и рассказывает правду. Вне себя Грязной вонзает в грудь Любаши нож. Опричники уводят Грязного, а вслед ему несутся слова безумной
Марфы “Приди же завтра Ваня!...”