Любые места на любые спектакли!
Опера Царская невеста в Большом театре

билеты на оперу «Царская невеста» в большом театре

Московский сотовый телефон: Контактный номер телефона, позвонив по которому вы можете заказать доставку билетов на оперу "Царская невеста" звонить с 9 до 21 ч.

 

«Царская невеста» в Чувашском государственном театре оперы и балета

Сюжет меевской пьесы в стихах “Царская невеста” заимствован у Н.М.Карамзина, собравшего летописные рассказы о трагической судьбе третьей жены Ивана Грозного Марфы Собакиной. Фрагмент “Истории Государства Российского” стал тем зерном, из которого произрос сюжет пьесы Мея. Она поведала о горькой доле девушки, лишенной волею трагических обстоятельств права на брак с любимым.

По замыслу драматурга, будущая “царская невеста” Марфа Собакина с детских лет оказывалась помолвленной с бояриным Иваном Лыковым. Взаимная любовь сулила молодым людям долгое счастье. Но счастью этому не суждено было сбыться. Невиданная красота Марфы вызвала к себе еще одну любовь - любовь опричника Григория Грязного. Опричниками пользовался Иван Грозный в борьбе против бояр и “княжат”. Они похищали из семей торговых и служилых людей молодых женщин и девушек для потехи приближенных царя и самого Грозного.

Именно таким путем попадает к Грязному Любаша, страстно полюбившая его. Однако, не привыкший ограничивать себя ни в чем, Грязной сватается к Марфе. Получая отказ, он возлагает надежды на приворотное зелье. Его изготовителем выступает царский лекарь Бомелий - лицо историческое. Немец, получивший образование в Кембридже был знающим для своего времени медиком. Но знания свои употреблял для того, чтобы губить врагов царя. Участие Бомелия в событиях, описанных в “Царской невесте” - вымысел автора пьесы. Но созданный Меем и Римским-Корсаковым образ бессердечного отравителя не вступает в противоречие с историей.

“Приворотное зелье”, благодаря усилиям оскорбленной в своих чувствах Любаши, оказывается ядом, от которого гибнет Марфа. А за “порчу” невесты царя - по доносу Грязного - казнят ее любимого жениха Ивана Лыкова. Очевидными виновниками гибели кроткой Марфы становятся в драме и опере Грязной, Любаша и Бомелий. Но истинной причиной трагической гибели молодых выступает покорность. Покорность царской воле, как черта патриархального мира. Против нее и поднимают свой голос автор пьесы и создатель оперы.

“Царская невеста” выделяется среди опер Римского-Корсакова особой певучестью вокальных партий, редким богатством и выразительностью мелодий.Чудесное свойство обнаруживает музыка этой оперы. Раскрывая внутренний мир своих героев, композитор пробуждает в душе слушателя отзывчивость к судьбе каждого из них.

Первая постановка “Царской невесты” состоялась 22 октября 1899 года в театре С.Мамонтова и имела грандиозный успех. 1976 год стал премьерным для оперы в Чувашском театре оперы и балета.

Действие первое “ПИРУШКА”

Невесело на душе у царского опричника Григория Грязного. Крепко полюбил он дочь купца Собакина красавицу Марфу, заслал сватов, но получил отказ: “Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова.” Все опостылело Грязному. Вот и затеял он пирушку, чтобы отвлечься от неотступных мыслей о Марфе. Приходят гости. Среди них - Малюта Скуратов, жених Марфы - Иван Лыков и царский лекарь Бомелий. Веселятся гости, пьют мед, балагурят. По просьбе гостей поет и возлюбленная Грязного - Любаша.

Близится заутреня, пора и расходиться. Грязной останавливает Бомелия и просит дать ему такое зелье, которое помогло бы приворожить девичье сердце. Этот разговор слышит Любаша. Потрясенная изменой любимого, она умоляет Грязного не оставлять ее - ведь он у нее один на целом свете. Грязной молча уходит. Оскорбленная Любаша клянется отомстить разлучнице.

Действие второе “ПРИВОРОТНОЕ ЗЕЛЬЕ”

Улица в Александровской слободе возле дома Собакиных. В монастыре отслужили вечерню, и народ расходится по домам. У всех только и разговоров, что про царские смотрины невест. Много красивых девушек для этого свезено в слободу. Из церкви выходят Марфа и Дуняша. Марфа рассказывает подруге о своем женихе Иване Лыкове, которого знает и любит с детства. Вдруг она чувствует на себе чей-то тяжелый взгляд. Долго и пристально смотрит на Марфу случайный прохожий, в котором трудно узнать царя. Марфе становится не по себе.

К девушкам подходят Собакин и Лыков. Все вместе они уходят в дом. Появляется Любаша. Узнав, где живет Марфа, она пришла взглянуть на нее. Красота Марфы поражает Любашу. Снедаемая ревностью, она вызывает Бомелия и просит у него такое зелье, “чтобы извело всю красоту девичью”. В награду Любаша обещает свои драгоценности. Но лекарю этого мало: он хочет получить в обмен на зелье любовь Любаши. Любаша с отвращением отталкивает Бомелия, который грозит обо всем рассказать Грязному. В волнении Любаша не знает на что решиться. Из окон дома Собакиных доносится веселый, звонкий смех Марфы. Он пронзает сердце Любаши. “Ступай готовить зелье. Я покупаю!” - восклицает она.

Действие третье “ДРУЖКО”

Тревожно в доме Собакиных. Собакин, Лыков и Грязной с нетерпением ждут возвращения Марфы, Дуняши и ее матери - Домны Сабуровой с царских смотрин. По приходу последняя отчитывается: “Царь долго говорил с Дуняшей, а на Марфу только раз взглянул”. Лыков не смеет верить счастью. Грязной хочет сегодня же поздравить жениха и невесту - ведь на свадьбе он будет дружкой жениха. Незаметно он всыпает зелье в чарку Марфы. Девушки величают Марфу и Лыкова. Внезапно в горницу входит Малюта и объявляет о царской милости: царь выбрал в жены Марфу!

Действие четвертое ”НЕВЕСТА”

Чахнет в царском тереме Марфа. Страшный недуг губит ее. Приходит Грязной с царским словом: Лыков под пыткой сознается в том, что он отравил царскую невесту, и он, Грязной, по царскому приказу казнит злодея...Марфа в ужасе лишается чувств, рассудок у нее мутится. Все случившееся представляется ей тяжелым сном. В бреду она принимает Грязного за Лыкова. Не в силах скрывать свое преступление Грязной признается, что оклеветал Лыкова и погубил зельем невесту государя. Он готов принять жестокую кару, но прежде хочет рассчитаться с Бомелием. Из толпы сенных девушек выбегает Любаша и рассказывает правду. Вне себя Грязной вонзает в грудь Любаши нож. Опричники уводят Грязного, а вслед ему несутся слова безумной Марфы “Приди же завтра Ваня!...”

  По материалам opera-ballet.culture21.ru
  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru  
Copyright © 2007 – 2012 ЧА «Царская невеста»