О «Царской невесте»
Царская невеста, Марфа Собакина, так и осталась навеки невестой Ивана IV Грозного,
девушка умерла, не дожив до бракосочетания. Спустя несколько веков, когда гроб покойной будет открыт в Кремле, её тело найдут целым и невредимым,
как будто царевна крепко спала долгие годы. Во времена Грозного ходили слухи об отравлении бедняжки, но прекрасно сохранившееся тело говорило о том,
что красавица Марфа не была отравлена. Более вероятным становится то, что, как повествует произведение Мея, она
умерла от отчаяния и понимания того, что никогда не сможет быть со своим любимым.
Известный российский историк Карамзин увековечил память о невесте царя в «Истории
Государства Российского», он был увлечён трагической и таинственной историей скоропостижной гибели молодой девушки. Реальная
история постепенно перерастала в сюжет драматического произведения, и вот уже автор Лев Мей пишет пьесу по загадочному сюжету. Затем произведение
Мея вдохновило Римского-Корсакова на создание одной из красивейших опер- «Царской невесты». Опера не
сгинула в пучине времени, как это часто бывает с лучшими произведениями, наоборот, она с успехом ставилась в лучших театрах страны и не сходила со
сцены. Премьера прошла в октябре 1899 года в частном театре известного русского мецената Саввы Мамонтова. После революции опера шла на советской
сцене. Сегодня интерес к произведению снова возрос: новые и новые авторы и театры обращаются к классической опере Римского-Корсакова.
Во времена написания произведения «Царская невеста» не
была воспринята композиторской братией на ура. Современники осуждали Римского-Корсакова за излишнюю, по их мнению
завершённость и напевность музыкальных форм и опера оставалась как будто не принятой в музыкальных кругах. В то же время, зрительское признание
говорило обратное, опера была воспринята ещё восторженнее, чем предшествовавший ей «Садко». Изначально главная партия писалась для Забелы-Врубель,
голос которой покорил композитора. Образ главной героини всегда был особенно любим Римским-Корсаковым. Дальнейшая
история оперы пестрит новыми и новыми именами оперных див. Произведение ставилось
и восстанавливалось на многих подмостках страны. И Большой театр так же включил
в свой репертуар оперу Римского-Корсакова, которая и поныне идёт в театре в третьем варианте постановки.