Любые места на любые спектакли!
Опера Царская невеста в Большом театре

билеты на оперу «Царская невеста» в большом театре

Московский сотовый телефон: Контактный номер телефона, позвонив по которому вы можете заказать доставку билетов на оперу "Царская невеста" звонить с 9 до 21 ч.

 

История создания оперы «Царская невеста»

«Царская невеста» - одна из самых проникновенных опер Н.А.Римского-Корсакова. Он написал ее на сюжет «Царской невесты» Л.А. Мея. После «Псковитянки» (написанной тем же драматургом) Римский-Корсаков вновь обратился к эпохе Ивана Грозного, но уже под другим углом зрения. Политические мотивы уступили место судьбам конкретных людей. И хотя в основе сюжета лежала реальная история попытки третьей женитьбы царя и скорая смерть его невесты Марфы Собакиной, сам Иван Грозный появлялся на сцене только один раз, да и то как лицо без речей. Центром сюжета стал любовный узел, который, как петлёй, стянул всех. За либретто взялся И.Ф.Тюменев, знаток литературы и старины, бывший ученик Римского-Корсакова и его друг.

В создании «Царской невесты» композитор шел новыми путями. Он обратился к широкой мелодии, к тому, что он называл «истинной вокальной музыкой». Стиль оперы должен был быть певучий по преимуществу, то есть при выразительном оркестровом звучании первое место он отдал пению. Изумительны все сольные эпизоды. Каждая ария – это характер, судьба, это развернутая панорама личной драмы. В отличие от прежних опер в «Царской невесте» есть не только дуэты, но и трио, квартеты и даже секстет. Сам композитор полагал, что по певучести и изяществу самостоятельного голосоведения со времен Глинки подобных оперных ансамблей ещё не было. Он не воспользовался здесь, против обыкновения, ни одной народной темой, за исключением мелодии песни «Слава», но при этом создал поистине народную музыкальную драму.

Партия Марфы писалась в расчете на Забелу-Врубель, голосом которой Римский-Корсаков был очарован с давних пор. И как ни трагична судьба «царской невесты», композитор создал музыкальный мир Марфы светлым, лиричным. Образ этот был особенно любим композитором.

Первая постановка оперы состоялась 22 октября 1899 года, и её успех превзошел даже триумф «Садко». Трагичная и светлая одновременно, опера «Царская невеста», время её написания и постановки, стали одним из самых счастливых моментов в нелегкой творческой судьбе великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
 

Царская невеста Марфа Собакина

После смерти второй жены Иван Грозный стал полусумасшедшим. Он приходил в необузданную ярость по малейшему поводу, а то и без всякой причины. Намеренно не женясь, царь пустился в тяжкий блуд, окружил себя множеством наложниц, обрюзг, лицо его пожелтело. А было ему всего сорок лет. Наконец, ему в голову пришла мысль сыграть еще одну свадьбу.

Иван Грозный приказал собрать в Александровой слободе лучших красавиц со всей России на «смотрины», чтобы выбрать себе невесту. Всего прибыло около двух тысяч девиц. Выбор царя пал на 19-летнюю Марфу Собакину, дальнюю родственницу Малюты Скуратова. Отца ее, Василия Собакина, Иван Грозный тут же сделал боярином и подарил ему село Ильинское-Телешово - недалеко от города Шуи Ивановской области, - куда вскоре Собакины переселились и где их потомки жили до последней четверти XIX столетия. Вплоть до 1963 г. на кладбище этого села сохранялась усыпальница Собакиных.

Самой царице Марфе в Ильинском-Телешове бывать не пришлось, так как царь торопил со свадьбой, которая и состоялась 28 октября того же 1571 г. в Троицком соборе Александровой слободы. В этот же день Марфа занемогла, вечером слегла и больше не поднималась; 13 ноября она скончалась. Похоронили ее со всеми царскими почестями в московском (кремлевском) Вознесенском женском монастыре, где обычно хоронили цариц и княгинь. Как известно, смерть молодой царицы Иван Грозный приписал «злой порче» со стороны ненавистных ему людей, в том числе некоторых Собакиных. Шли слухи о том, что царскую невесту отравили. По «розыску» о смерти Марфы пошло на плаху двадцать человек.

Можно представить, как неистовствовал Иван! Он велел созвать церковный собор, и послушные ему иерархи признали брак с Марфой недействительным, что позволяло им дать разрешение царю жениться еще раз. Они лишь потребовали от царя покаяния и наложили на него легкую епитимью — совершать каждый день сто поклонов перед иконами в течение одного года. Так и вошла в нашу историю Марфа Васильевна Собакина - не законной женой Ивана Грозного, а царской невестой.

И вот что крайне любопытно: когда в 1928 году в Московском Кремле вскрыли гробницу Собакиной, несчастная невеста лежала, как живая, совершенно не изменившись, словно спала, хотя прошло более 350 лет с момента ее погребения. «Присутствующим показалось, что совершилось чудо: в гробу лежала очаровательная девушка, правда, мертвенно бледная, но будто живая». Объяснения этому феномену так и не нашли. Однако умершие от яда так не сохраняются...

Использованы материалы: В.Балязин. Занимательная история России, М.2001;

В.Ф.Никонов. «Вопросы Истории», 1965, №4.
 

  По материалам grimov.ru
  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru  
Copyright © 2007 – 2012 ЧА «Царская невеста»