Ждем «Царскую невесту»!
Со дня написания Н. А. Римским-Корсаковым оперы "Царская невеста" прошло ровно сто лет, но история короткой жизни и
таинственной смерти Марфы Собакиной продолжает привлекать умы и сердца. Почему? Свой ответ на этот животрепещущий вопрос 23 декабря представит
Красноярский оперный, перенеся слушателей в мрачную эпоху Ивана Грозного.
В основу оперы "Царская невеста" положена одноименная драма русского поэта, переводчика и драматурга Л. А. Мея
(1822-1862). Еще в 1868 году по совету М. Балакирева Римский-Корсаков обратил внимание на эту пьесу, однако к созданию оперы приступил лишь 30 лет
спустя. Сочинение "Царской невесты" было начато в феврале 1898 года и закончено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась в 1899 году в
Московской частной опере С. И. Мамонтова.
Действие "Царской невесты" Мея (пьеса написана в 1849 году) происходит в драматичную эпоху Ивана Грозного, в период
жестокой борьбы царской опричнины с боярством. Эта борьба, способствовавшая объединению русского государства, сопровождалась многочисленными
проявлениями деспотизма и произвола. Напряженные ситуации эпохи, представители различных слоев населения, жизнь и быт Московской Руси исторически
правдиво обрисованы в пьесе Мея.
В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел существенных изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым (1855-1927),
вошли многие стихи драмы.
Режиссер-постановщик спектакля - лауреат Государственной премии Вячеслав Цюпа, хорошо известный красноярцам по
работе над спектаклями "Флория Тоска", "Отелло", "Дочь полка", определяет жанр новой постановки, как опера-"версия". Практически не
сохранились исторические документы того времени, ученые безрезультатно спорят о том, сколько на самом деле жен было у страшного Иоанна. Да и не в
количестве дело. Режиссер доказывает всем нам, что если бы "царская невеста" Марфа осталась жива, то, вероятно, оказались бы мы сейчас в ином
государстве. Ведь если даже этот человек был способен на сильнейшие чувства, стоило надеяться, что и на него пролился бы свет душевной чистоты.
На всем протяжении оперы ощущается присутствие Ивана Грозного, незримо определяющего судьбы героев драмы. Царь любил
"вглядываться в народ" изнутри, представая то смиренным иноком, то несчастным странником. "Боль невозможности" движет в этой опере Иваном Грозным, и
не только им одним. При всем своем величии и могуществе не может царь заставить полюбить себя Марфу. Не впускает она в сердце губительную страсть,
не пытается "подняться наверх". Не пленяет Марфу и опричник Григорий Грязной, не останавливающийся ни перед чем в осуществлении своих замыслов. И
только юношески-простосердечного и доверчивого Ивана Лыкова Марфа любит..., а может быть, жалеет...
Ее светлый, чистый образ - один из наиболее пленительных в творчестве Римского-Корсакова. В то же время Марфа обладает сильным
характером, не позволяющим вырваться страстям. Реалистически убедительны образы покинутой любовницы Грязного Любаши, расчетливо-жестокого немца
Бомелия. У каждого из них своя "боль невозможности", толкающая на предательство, преступление и на ... покаяние.
Постановку оперы, помимо режиссера Вячеслава Цюпы, осуществляют главный дирижер театра - заслуженный артист России
Анатолий Чепурной, хормейстер - Наталия Буш, московский художник Виктор Архипов. В спектакле заняты ведущие солисты
Красноярского оперного, как маститые, так и молодые.
Скоро премьера! С нетерпением ждем "Царскую невесту"!
Марина Смирнова