Возвращение «Царской невесты»
У этой оперы Римского-Корсакова счастливая сценическая судьба. Она - одна из самых желанных и для театров, и для зрителей. Если
она в силу разных причин исчезает из репертуара, то со временем возникает необходимость её возвращения.
В Самарском государственном академическом театре оперы и балета она ставилась семь раз. И вот 19 марта на сцене нашего театра
состоялась премьера спектакля - возвращение “Царской невесты” к 160-летию со дня рождения Н.А.Римского-Корсакова.
В этом спектакле, как в капле воды, отразились все особенности художественной манеры режиссера- постановщика спектакля -
заслуженного деятеля искусств РФ Георгия Миллера, - принципы, которым он никогда не изменял на протяжении многолетнего служения оперному искусству.
Это - безупречный вкус, позволяющий режиссеру счастливо избегать тяжеловесности, обычно характерной для оперной режиссуры. И, главное, подчинение
всех компонентов спектакля единому режиссерскому замыслу.
С Георгием Соломоновичем Миллером мне довелось работать в Челябинском театре оперы и балета им. М.И.Глинки. Посчастливилось быть
его помощником по литературной части. И каждый раз я становилась очевидцем, как тщательно, до мельчайших подробностей, подобно скульптору, он лепил
образ персонажа, его индивидуальность.
Анатолий Пономаренко - артист большой сценической культуры, широкого творческого диапазона, в совершенстве владеющий сложным
искусством перевоплощения. Он с художественным тактом и глубоким проникновением в души своих героев воплощает на сцене самые разные роли, создавая
полнокровные, жизненно достоверные образы. Его Грязной в предыдущей постановке театра, в 1980 году, стал событием союзного значения. Певца охотно
приглашают на персональные гастроли спеть эту партию в столичных театрах.
Те, кто слушал, видел народного артиста РФ Анатолия Пономаренко в восьмидесятые годы, с интересом ожидали встречи с ним в новой
сценической интерпретации. Его герой не кровожаден по своей природе, как Малюта Скуратов. Он - тоже жертва своего времени - опричник Григорий
Грязной, на веру принявший законы, продиктованные царствованием Иоанна IV. Таких жертв российская история знала немало и в 1937 году.
В биографии любого исполнителя есть роли, в которых его творческие возможности воплотились особенно полно и многообразно.
Исполнитель и образ оказываются в таких случаях неразделимы. Именно такое чувство вызывает образ Любаши в исполнении народной артистки Киргизии
Валентины Анохиной. Солистка обладает не только красивым меццо-сопрано, которое сразу покоряет слушателей, но и выразительностью, умением создать
запоминающийся вокальный образ.
Опера “Царская невеста” пронизана песенной стихией. Песня здесь не орнамент, а средство создания “исторического колорита”. Она -
основа художественной структуры драмы, выражает лучшие свойства русского национального характера. С наслаждением слушает герой оперы Малюта Скуратов
(в исполнении солиста оперы Владимира Полуляктова) песнь Любаши, оттаивая душой. В режиссерской и актерской интерпретации этого образа тоже нет черт
явной жестокости. Но страшны его деяния...
Каким потрясением для зрителей становится сцена глумления над истерзанным в кровь гостеприимным хозяином дома, в котором совсем
недавно вкушал хлеб и соль Малюта Скуратов со своими дружками-опричниками. Задуманное режиссером решение очень броско, выразительно в
хореографическом рисунке Надежды Малыгиной и актерской подаче солиста балета Ю.Проскурякова.
В сдержанной и степенной повадке купца Собакина в исполнении Андрея Антонова - чувство собственного достоинства. Он - любящий
отец, прекрасный семьянин. Во всём облике Собакина - свет и сердечное тепло. Мы, слушатели, буквально физически ощущаем боль его героя, его
страдания за погубленную жизнь дочери - Марфы. Благородство тембра, свобода верхних нот, органичное наполнение низких звуков - всегда отличают пение
А.Антонова, лауреата Международного конкурса им. М.И.Глинки. Так было и в опере “Царская невеста” на премьерном спектакле.
Исполнитель партии Лыкова - Михаил Губский, тоже лауреат Международного конкурса им. Глинки. Это - актер огромной
работоспособности, без которой, даже при самых великолепных данных, об истинном мастерстве можно лишь мечтать. Неустанно работая, он превратил свой
голос в гибкий, податливый, отвечающий любому его замыслу и требованию инструмент. В этой партии он поёт, как дышит - свободно и легко. Перед нами
предстает образ цельный, здоровый и щедрый во всех своих проявлениях: верности отчизне, царю-батюшке, своей ладе. Светло и нежно его отношение к
Марфе. Он буквально переполнен счастьем - любящий и любимый.
Кажется, ничто не сможет омрачить ясное, улыбчивое, почти детское непосредственное счастье Марфы в исполнении солистки оперы
Татьяны Горшковой. Её голос звучит свежо и полетно. В нем радость бытия, делающая и всех близких ей людей счастливыми. Она напоминает нежный цветок,
который гибнет в непогоду. Правда, голос певицы не отличается серебристостью. В его звучании нет хрустального блеска. Но актриса искренне воплощает
этот сценический образ. И мы сопереживаем судьбе Марфы. Её безумие светлое: совершенное гибнет в мире несовершенном, где царят насилие,
предательство и ложь. Эта мысль прослеживается и в афише спектакля “Царская невеста” цвета траура и крови, загасивших свечу жизни и мечты (художник
Наталья Хохлова).
В заданном режиссерском сценарии Георгия Миллера нашли свои индивидуальные краски, свои интонации Дуняша Натальи Ефановой и
Сабурова Евгении Теняковой.
Ярема Скибинский - дирижер Божьей милостью. В этом сложном искусстве он, пожалуй, неповторимая индивидуальность. Спокойно сидя во
главе оркестра, он властно подчиняет его себе, творя все инструментальные чудеса. Ни одного лишнего движения головы или левой руки, которая у него
как бы “молчит”, и совершенно покойная, ровная спина, не реагирующая на приливы и отливы мелодического океана “Царской невесты” Римского-Корсакова.
В его манере решительно нет ничего, что считают дирижерским темпераментом. Но правая рука дирижера Яремы Скибинского классически прекрасным
движением, словно взмах крыла белого лебедя, определяет ритм и силу музыкальной стихии оперы, которая подчиняется маэстро.
Сценография художника Станислава Фесько грамотно и лаконично воссоздает облик Руси XVI века - “деревянную” Александровскую
слободу. Интересно решена цветовая гамма костюмов (художник Светлана Пономаренко). В одежде ярко выражено сословное различие. Достоверностью формы,
изяществом отделки отличаются головные уборы женщин.
Есть все основания поздравить с успешным выступлением главного хормейстера театра Валерию Навротскую и ее творческий коллектив.
При таком малочисленном составе труппы для исполнения такой оперы, как “Царская невеста”, она умудрилась впечатлить своим звучанием и актерским
мастерством в массовых сценах.
Возвращение оперы “Царская невеста” в юбилейный год её композитора - Н.А.Римского-Корсакова - было с воодушевлением встречено
самарскими зрителями. А их дружное “Браво!” пророчило этому спектаклю долгую жизнь на сцене Самарского академического театра оперы и балета.
Елена Маргина